Тот Самый Юстас (tot_samy_yustas) wrote,
Тот Самый Юстас
tot_samy_yustas

Categories:

Виртуозная формулировка идеи вечного возвращения

Очень пессимистичная, поскольку Ходасевич коротко и пронзительно дает неразмыкаемую картину возвращений.

Жизель

Да, да! В слепой и нежной страсти
Переболей, перегори,
Рви сердце, как письмо, на части,
Сойди с ума, потом умри.


И что ж? Могильный камень двигать
Опять придется над собой,
Опять любить и ножкой дрыгать
На сцене лунно-голубой.
1922


«Жизель» в постановке Мариинского театра, практически без изменений идущая до сих пор, узнается сразу.
Саркастическая метафора всей жизни, направленная прямо в читателя (читатель любого пола узнаёт себя в "Жизели"):

Опять любить и ножкой дрыгать
На сцене лунно-голубой

- мастерское, сильно заряженное попадание в самый нерв проблемы.

Тема жизненной тщеты в первые десятилетия 20 века очередной раз поднялась на поверхность. Это, в общем-то, естественно в периоды переломов: физическая жизнь меняется очень круто: войны, революции, - а внутренне ничего не меняется. Достаточно вспомнить "Ночь, улица, фонарь аптека..." Блока, ритм которого частично повторяет Ходасевич: «умрешь - начнешь опять сначала».

Но одновременно и поиски способа разомкнуть дурной круг реинкарнации приобрели особую интенсивность. Можно вспомнить "Странную жизнь Ивана Осокина" П.Д.Успенского и затем его совместную с Гурджиевым работу над методами Четвертого пути. Эта работа продолжает помогать ищущим вырываться из круга.
Tags: Ходасевич, антология, стихи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments