?

Log in

No account? Create an account
eye of yustas

ПИСЬМА АЛЕКСУ

Блог Максима Павлова


Previous Entry Share Next Entry
eye of yustas

Виртуозная формулировка идеи вечного возвращения

Очень пессимистичная, поскольку Ходасевич коротко и пронзительно дает неразмыкаемую картину возвращений.

Жизель

Да, да! В слепой и нежной страсти
Переболей, перегори,
Рви сердце, как письмо, на части,
Сойди с ума, потом умри.


И что ж? Могильный камень двигать
Опять придется над собой,
Опять любить и ножкой дрыгать
На сцене лунно-голубой.
1922


«Жизель» в постановке Мариинского театра, практически без изменений идущая до сих пор, узнается сразу.
Саркастическая метафора всей жизни, направленная прямо в читателя (читатель любого пола узнаёт себя в "Жизели"):

Опять любить и ножкой дрыгать
На сцене лунно-голубой

- мастерское, сильно заряженное попадание в самый нерв проблемы.

Тема жизненной тщеты в первые десятилетия 20 века очередной раз поднялась на поверхность. Это, в общем-то, естественно в периоды переломов: физическая жизнь меняется очень круто: войны, революции, - а внутренне ничего не меняется. Достаточно вспомнить "Ночь, улица, фонарь аптека..." Блока, ритм которого частично повторяет Ходасевич: «умрешь - начнешь опять сначала».

Но одновременно и поиски способа разомкнуть дурной круг реинкарнации приобрели особую интенсивность. Можно вспомнить "Странную жизнь Ивана Осокина" П.Д.Успенского и затем его совместную с Гурджиевым работу над методами Четвертого пути. Эта работа продолжает помогать ищущим вырываться из круга.

  • 1
svetostih September 22nd, 2014
на тему "ночь, улица, фонарь, аптека..."
vagarius
Итак, зима дает о себе знать. По утрам все темнее и темнее, холоднее и холоднее. Сегодня родилось даже по этому наблюдению этакое сермяжное двустишье:

Зимнеет. И вот, по утрам фонари
Щербатят замерзшую лыбу...

Тоже сермяжное:
****
Щербатины нет-
Золотая фикса.
Улыба задавлена
Мощью Сфинкса.
http://svetostih.narod.ru/index/0-7

tot_samy_yustas September 22nd, 2014
Да, звучит зимновато...

Освобождение

leka_veselka September 22nd, 2014
Круг перевоплощений можно ловко разомкнуть,
коль будешь ключ иметь и знать, в какое место ткнуть.

Если наручники не снять с помощью ключа, то они так и будут болтаться на руках, раздражая, напоминая, привлекая ненужное чужое внимание. Руки можно освободить от наручников, только разомкнув их с помощью ключа. Поэтому разомкнуть, чтобы освободиться – верное решение, а вырываться с ошмётками кандалов – вряд ли.
Ещё пришла тюремная аналогия: отсидел положенный срок – вышел на волю. Но можно выйти и досрочно, по амнистии... )))
Побег не приветствуется, т.к. чреват погоней и водворением обратно с дополнительным сроком и ужесточением режима.

Re: Освобождение

tot_samy_yustas September 23rd, 2014
"Побег не приветствуется" - за исключением тех случаев, когда удается добежать до мира, не выдающего беглецов ))

Re: Освобождение

leka_veselka September 23rd, 2014
Придётся уточнить : побег не приветствуется охранниками, которые могут поймать. Поэтому убегать надо умеючи. И, главное, добежать до мира, в котором перестаёшь быть беглецом.

Re: Освобождение

tot_samy_yustas September 23rd, 2014
Да, конечно, а то амнистии можно ждать долго )

paia September 22nd, 2014
=«Жизель» в постановке Мариинского театра, практически без изменений идущая до сих пор, узнается сразу.

Загляни: http://ptj.spb.ru/archive/5/v-peterburge-5/zametki-o-zhizeli-prezhnej-i-nyneshnej/

= Достаточно вспомнить "Ночь, улица, фонарь аптека..."

И блоковского Гамлета (тоже две строфы и та же тема - чистой души, раздавленной злом мира).

tot_samy_yustas September 23rd, 2014
Посмотрел, спасибо.
С трактовкой стихотворения: "о всесилии любви, над которой не властна даже смерть" не согласен, чепуха.

О "без изменений" я имел в виду прежде всего постановку Петипа, и особенно кордебалет второго акта с удивительно красивым спуском вилис "на сцене лунно-голубой". Для меня характер Жизели уходит на второй план по сравнению со сценой соприкосновения миров.

  • 1