eye of yustas

ПИСЬМА АЛЕКСУ

Блог Максима Павлова


Previous Entry Share Next Entry
eye of yustas

ВОСХОДИТЕЛИ: КАК В СОВЕТСКОЙ РОССИИ ИСКАЛИ БОГА?

31779_full

В Советском Союзе, где на протяжении многих десятилетий любые попытки духовного поиска находились под таким глубоким запретом, что подавляющая часть населения даже не догадывалась, что на свете существует что-либо более глубокое, чем «Краткий курс истории КПСС», неутолённая (и часто неосознанная) тяга человека к Богу искала и находила новые пути.

Одним из таких путей, как это ни парадоксально звучит, стал альпинизм, массовый всплеск которого в СССР пришёлся на 60-е – начало 80-х годов.

В данном случае я говорю даже не о покорении гималайских высот или рекордах спортивного восхождения, а об особом феномене массового «интеллигентского» альпинизма, который в те годы набрал силу и был окружен особой романтической аурой.

Откуда взялся такой энтузиазм и что в альпинизме было такого особенного, что из простого спорта он превратился почти в духовное занятие?

Любой поиск начинается с неудовлетворенности повседневной жизнью, с первых проблесков понимания того, что за ежедневной рутиной скрывается другая, несравненно более высокая истина. Советская жизнь с ее бесконечными планами, собраниями и досками почета была пресной и плоской, как фанера. Люди, побывавшие в горах, заболевали ими, «подсаживались» на них, как подсаживаются на вещества, изменяющие сознание. Раз поднявшись в горы, «вниз» к обыденной жизни возвращались неохотно и при первой возможности снова шли в горы.

Парадокс заключался в том, что советская власть не только не препятствовала, но всячески поощряла альпинизм, ошибочно полагая, что он укрепляет советский дух.

В эзотерике одним из путей познания Бога традиционно считается «путь факира», то есть путь выхода за пределы возможностей физического тела.

Горы дают такую возможность. Это особый мир – божественно прекрасный, и в то же время бесчеловечный и безжалостный. Мир, где стихии проявляются в своей первозданной мощи и красоте. Мир, на масштабе которого маленькое теплое человеческое тело почти перестает существовать. Он требует работы на пределе сил, внимания и выносливости. Те, кому когда-либо приходилось подходить к горам вплотную, прикасаться к настоящим скалам или ступать на настоящий ледник, не говоря уже – подниматься по вертикальной стене, поймет, о чем идет речь. В настоящих горах,  на настоящих восхождениях граница между жизнью и смертью обозначается особенно резко и становится особенно тонкой. Одно неверное движение или одна нелепая случайность – и всё...  Горы учат пониманию естественной красоты мира и уважению к силам, неизмеримо превышающим человеческие. Отсюда не так уж далеко от веры в высшие силы, в Бога.

Кто посылает камнепад или спускает лавину? Кто управляет погодой, от которой в горах может зависеть жизнь и смерть? Что мы можем сделать, а перед чем мы  бессильны? Человек вынужден находить баланс между своими возможностями и стихиями мира.

В 1960-70-е годы в СССР каждый год в горы ходило не менее ста тысяч человек. Это значит, что существовало по меньшей мере несколько десятков тысяч людей, желающих испытать на себе величие Божьего мира и раздвинуть пределы бытия.

Когда коммунистический строй рухнул, тот же самый импульс стал находить себе  более привычные выходы – традиционная религия, различные духовные практики. Горы и альпинизм стали одним из многих факторов, помогших людям с достоинством пережить эпоху безбожия.

Tags:

  • 1
salsa_rosa April 6th, 2013
Таки да!
Я была только в Карпатах...но возвращаясь в Киев у всей семьи каждый раз,
наблюдала депрессию и желание снова удрать в Сваляву...)))

Edited at 2013-04-06 09:08 am (UTC)

tot_samy_yustas April 6th, 2013
"Что же делать - и боги спускались на землю" ))

echy April 6th, 2013
Чувствуется ваша пристрастность.

tot_samy_yustas April 6th, 2013
Это проверенность на себе.

klyaksa007 April 6th, 2013

tot_samy_yustas April 6th, 2013
Да, и Визбор, и Высоцкий, конечно, сразу вспоминаются.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account