eye of yustas

ПИСЬМА АЛЕКСУ

Блог Максима Павлова


Previous Entry Share Next Entry
eye of yustas

АВАТАР: БИТВА ЗА ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

Три года назад Джеймс Кэмерон, великий мастер зрелищного кино, сумел заставить сотни миллионов зрителей по всему миру компактно и почти одновременно (в рамках нескольких премьерных недель) пережить некий очищающий комплекс чувств, который режиссер транслировал через свой фильм.
Для меня очевидно, что «Аватар» - это выдающееся явление мировой культуры 21 века.
Причем не так называемой «культуры кино» или «художественной культуры» (что бы это ни значило), а культуры в подлинном смысле, имеющей дело с проблемами жизни и смерти человека, как в физическом, так и в духовном плане.


Современное кино – это, если угодно, род терапии или гипноза, и как всякий гипноз, оно может быть направлено как на благо, так и во вред, в зависимости от установки гипнотизера. Отдельный предмет для разговора – действует ли «гипнотизер» (т.е.режиссер) сам по себе, или через него проявляются в мире другие силы, гораздо большие, чем его собственная?
Критики сетовали, что конфликт фильма очень прост, не нов, наивен, сравнивали его с другими произведениями на подобные  темы: «Покахонтас» студии Диснея, «Танцы с волками» Кевина Костнера и т.д., -  и приходили к выводу, что единственное, хотя и выдающееся достижение Кэмерона – это создание новаторских и завораживающих спецэффектов, то есть путали местами, как часто бывает, послание и средство его передачи.

На свете не существует новых идей. Есть только несколько вечных тем – и постоянно обновляющиеся способы их выражения. Это именно то, над чем работают подлинно крупные художники (и солидарные с ними в этом духовные подвижники) – над максимально эффективной передачей вечного и неизменного Послания.
В мире «Аватара» действуют два основных начала: гармония с одной стороны, жадность и ограниченность с другой.
Гармония, баланс жизни, взаимоперетекающие и всепроникающие потоки энергии планеты Пандора – это олицетворение того, как должно было бы быть на планете Земля, если бы не существовало противоположного начала – тупого стремления к наживе, с вытекающими из него грубыми системами ценностей и отношений.
Даже смерть на Пандоре естественна и гармонична: «вся энергия только одолжена и в конце должна вернуться к источнику». Смерть на Земле, напротив, глупа и бессмысленна: брата-близнеца главного героя убивают «ради бумажек в его кошельке», то есть из той же алчности.

Земляне (именно земляне, а не какие-то абстрактные «инопланетяне») пришли со своей «умирающией планеты» на которой больше нет зелени, чтобы добывать нечто неимоверно дорогостоящее, и не собираются останавливаться ни перед чем. «Они убили свою Мать, и хотят сделать то же самое здесь». Здесь явная перекличка со словами агента Смита из «Матрицы», говорящего о человечестве как о чуме, вирусе, пожирающем землю перемещаясь с места на место по мере истощения ресурсов
Алчность показана в «Аватаре» с наглядностью детской картинки: огромные бульдозеры вгрызаются в девственную природу, оставляя за собой развороченную землю.

Что делает Кэмерон?
Он берет простую и вечную дилемму. Делает зло и алчность наглядными и убедительными, и в добавок очень узнаваемыми в нашей с вами повседневной действительности.  
Но самое главное – добро и гармонию он делает такими манящими и желанными, как детская мечта, никогда до конца не умиравшая в каждом из нас – мечта о полете, о подвиге, о любви, о единстве со всем миром. (Послушайте еще раз песню в исполнении Леоны Льюис)
Именно ради создания этого феномена желанности используются  сказочно убедительные (подходящее выражение!) спецэффекты и создается феерический мир Пандоры, с ее светящимися растениями, порхающими семенами Священного дерева, прекрасными в своем ужасе хищниками и возможностью всех обитателей физически и физиологически – особыми нервами, словно проводами – соединяться друг с другом и с богиней-Матерью.

Этот фильм не предназначен для того, чтобы о нем размышлять или рассуждать. Он предназначен для непосредственного переживания. Отсюда то огромное значение, которое режиссер придавал своим спецэффектам (по сути дела весь фильм – это один большой спецэфект).  Это не украшение и не трюк, как часто бывало в кино до Кэмерона, а особый способ передачи послания. В мир «Аватара» – буквально – хочется войти и остаться в нем жить, и не возвращаться туда, откуда мы пришли в кинозал.  Где-то в сокровенных глубинах души многие из нас, уставших от крысиной беготни  повседневности, отдали бы свои дома, машины, ученые звания и прочее ради возможности  вести «примитивную» жизнь одного из на'ви на Пандоре.
Здесь – важный момент. Эффект, которого добивается Кэмерон – это удивительная, почти психоделическая красота мира, изображенного в фильме. Зритель неохотно расстается со своими 3D-очками и неохотно покидает кресло.
Но сказки сказками, а ему все-таки в тот же день или на следующий приходится возвращаться к своим делам, выглядящим, несомненно, намного серее, чем жизнь на экране.

И вот тут происходит то, ради чего устроен весь этот сыр-бор. Зритель выносит из кинозала образ идеального мира, отпечатавшийся в его ошеломленном и очарованном сознании. Есть вероятность, что «образец» Пандоры задержится в нем надолго. Контраст между только что увиденной сказкой и реальностью хотя бы на некоторое время будет мешать спокойно спать.

Есть вероятность, что в ком-то это противоречие сможет запустить редкостный процесс самосознания.
Внешние впечатления распространятся на внутренний мир, и возникнет  понимание того, что только что увиденное – это вовсе не сказка, рассказанная о какой-то далекой планете, и даже не метафора проблем, терзающих саму Землю. Что всё это ещё ближе. Те же самые два начала: гармония, благо, единение с Богом, с одной стороны, а с другой стороны алчность, стремящаяся эту гармонию нарушить, со всеми ее войсками наемников, бульдозерами и боевыми машинами – постоянно живут внутри нас, и их противостояние – это пресловутая борьба Добра и Зла за обладание душой человека. 
Физически ощутив это в себе, человек получает свой первый шанс начать внутреннюю работу.


film-avatar-2009
Tags:

  • 1
helenrokken January 26th, 2013
Я прожила этот фильм во всей возможной полноте и глубине. Я многое поняла про себя после этого фильма, хотя мне казалось, что меня ничем ни во мне самой, ни в мире вокруг меня удивить уже невозможно (кроме встречи с Учителями). Но одно я не учла: непосредственное проживание, вот, что нам почти недоступно. Проживание самого себя внутреннего, когда ты живешь в каком-то другом мире, с другими возможностями, с другим углом обзора и степенями свободы. Вернулась я в реальность из фильма совершенно так же, как Джейк возвращался оттуда в свои безногие сумерки. Сколько раз я ощущала себя именно так! И какая безумная ностальгия всколыхнулась во мне, как только я увидела и почувствовала свободу этих странных трехметровых синих людей... Что-то изменилось в этом мире, — сказала я, выйдя из кинотеатра, — раз такой фильм смог выйти на массовые экраны.
До этого я так же искренне и с восторгом прожила «Матрицу». Потом отдаленно похожее переживание дал мне «Облачный атлас». Но фильмов таких много не будет. Думаю, что вообще больше не будет. Не пропустят. Однако, в жизни они уже идут полным ходом. И мы имеем все возможности обнаружить себя в главных ролях. Только соединиться с самим собой, которые там.

tot_samy_yustas January 26th, 2013
"Но фильмов таких много не будет. Думаю, что вообще больше не будет. Не пропустят. "
К счастью, те, от кого зависит пропускать или не пропускать, плохо понимают, о чем на самом деле такие фиьмы. А это дает надежду, что они будут продолжать выходить.
Радостно встретить человека, совпадающего по очень важным амспектам взгляда на мир.

re_el January 26th, 2013
----------------------------------
---   Спасибо. Впервые встречаю столь глубокий комментарий к этому фильму (хотя и допускаю вероятность, что существуют и другие, также не поверхностные, но мне они не попадались).

В своё время очень часто натыкался на всевозможные "рецензии" и целые дискуссии на различных форумах по поводу фильма, но чаще всего, всё сводилось к "внешнему" - к спецэффектам. Здесь Вы тоже, кстати, пишите про спецэффекты, но рассматриваете их в совершенно необычном ФУНКЦИОНАЛЬНОМ ракурсе - и я полагаю, что так оно и есть.

Фильм, действительно, настолько красиво и завораживающе сделан, что несомненно воздействует на тонкие аспекты психо-структуры зрителя и на его подсознание.

... и конечно, согласен с каждым Вашим словом по поводу собственно содержания фильма. ... даже немного завидую, что не я это написал ... значит, видимо, придётся перепостить Ваш пост к себе ...   :)


___________________________

tot_samy_yustas January 26th, 2013
Переадресую Вашу благодарость Кэмерону, с добавлением моей собственной благодарности ему. И с добавлением радости от совпадения с Вами в оценке фильма :)

bp21 February 9th, 2013
Да, это сильно. Я также не встречал настолько глубоких размышлений о фильме, как здесь. Прямо в сердцевину! Благодарю за наводку!
Аватар - возможно, наиболее ценный для меня фильм!

adesigna October 17th, 2013
Аватар для меня, действительно, был таким кирпичиком роста. Я его посмотрела и не могла больше считать, что все не единое.
А доказательства, а теперь уже знание стали приходить сами по себе

tot_samy_yustas October 18th, 2013
Кэмерон - отличный проводник, чистый.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account