eye of yustas

ПИСЬМА АЛЕКСУ

Блог Максима Павлова


Previous Entry Share Next Entry
eye of yustas

САДОВОДСТВО И ОГОРОДНИЧЕСТВО

Культура нации едина. Она подчиняется общим закономерностям и проявляется на всех уровнях национального бытия - от литературы и искусства до того, с каким выражением лица тебе в магазине подают сдачу. Сегодняшняя статья о том, как некоторые, казалось бы, “внешние” черты жизни страны перекликаются с состоянием ее культуры.

Когда я лечу на самолете, я люблю сидеть у окна. Всегда интересно: а что там, внизу? Вот, например: время года - весна, самолет подлетает к Амстердаму. Под крылом - тюльпановые поля всех цветов радуги, расчерченные, как по линейке, сверкающими линиями каналов. Ощущение такое, будто летишь над картинкой из калейдоскопа. Или другое: Калифорния с высоты километров пять, с ее фруктовыми садами и залитыми водой, вспаханными, сжатыми или колосящимися рисовыми полями - как большая шахматная доска, у которой не два, а добрый десяток разных оттенков клеток.

Где бы ни летел самолет: над Германией, Англией, Францией, Исландией, Финляндией, везде более-менее одна и та же картина - аккуратно и чисто, везде видно, что землю берегут и о ней заботится. Сверху это становится как-то особенно понятно.

Но вот мы пересекаем по воздуху границу России - и картина резко меняется.
От  европейской аккуратности и упорядоченности не остается следа. Смотреть вниз становится очень мучительно, особенно золотой осенью, когда от красоты земли захватывает дух, но тем больнее видеть, как контрастирует с красотой земли то, что делают люди на этой земле. Кто пролетал над Россией, поймет, о чем я говорю.
К чему я веду? К тому, что на Западе лучше, чем на Востоке? К извечной жалобе о том, что “земля русская велика и обильна, а порядка в ней нет”?  - Нет, не к этому. Я веду к тому, что отношение к земле является наглядным отражением отношения к своей душе, к своей жизни, к своему прошлому и настоящему. И то, как нация относится к земле, много говорит о состоянии души нации. Порядок на земле напрямую связан с порядком в душе. Невозможно упорядочивать одно, не наводя одновременно порядок в другом. И невозможно разрушать одно, не разрушая другого.

Вспомните, как в России обрабатывали землю. Как у крестьян издавна, на протяжении нескольких последних столетий почти не было собственной земли, которую они могли бы беречь и лелеять. Как с приходом большевиков земли у отдельно взятого человека совсем не стало, и на протяжении долгих десятилетий на всем громадном пространстве Советского Союза земля лежала неприбранная и бесхозная.
Колхозная.
Вспомните собственные поездки “на картошку” - события бессмысленные, но где-то в глубине положительные, потому что мы получали редкую возможность потрогать своими руками то, откуда в этой стране все растет.

Еще вспомните, как в определенный момент мы сами, своими городскими руками, начали обрабатывать землю и начали учиться любить ее. Выращивали клубнику, сажали картошку, собирали смородину на бабушкиных огородах. Как строились на нищенских шести сотках, зажатые с разных сторон десятками дурацких правил и предписаний, и как потом старались выжать из этого кусочка земли все, что она могла дать, вырастить на ней все, что только она сможет взрастить, сделать ее одновременно и садом, и раем, и загородной резиденцией, пытались почувствовать ее как свою - все это очень искренне и очень непрофесионально. И что самое главное - происходило все это очень индивидуально и разрозненно, а на масштабе страны земля как была, так и осталась ничьей.

Как даже появились такие особые писатели - “деревенщики”, пытавшиеся обратить внимание читающей публики к корням и истокам, и как удалось им это лишь отчасти, всего в каком-то одном уголке людской души и на какие-нибудь несколько лет. Нужно вспомнить также, что на протяжении российской истории подобные деревенщики появлялись не один, а множество раз. Регулярно, и в 19 веке, и раньше, рождались и заявляли о себе люди, которым больно было смотреть на то, что происходит с землей, и регулярно их усилия на большом масштабе ни к чему не приводили.

Глядя на так называемые “развитые страны” можно увидеть, как там, после многих лет бездумной эксплуатации, пытаются начать любить и беречь землю - по-домашнему, то есть так, как мы в нашей повседневной жизни любим свою семью и дом. Целые страны приходят к очевидным умозаключениям, наподобие того, что не стоит отравлять воду, которая течет из твоего собственного крана.
А в России, похоже, даже эти очевидные истины не столь очевидны.
И ведь нельзя сказать, что русские люди свою землю не любят. Еще как любят, и постоянно, на протяжении многих веков говорят об этом, и устно, и письменно. Но как-то так получается, что любовь эта не приносит земле пользы. Какая-то она неплодотворная - как будто вспахали, взборонили, а посеять забыли, и ничего не взошло, только землю зря измучили...

У меня нет никакого осуждения, только боль за несчастный рок страны, из которой я происхожу. Не знаю, в чем дело и чья здесь вина или беда. Может быть, стоит она вся на каком-то злосчастном тектоническом разломе? Или зияет над ней в небесах огромная озоновая дыра, и вся благодать Господня улетает в открытый космос, не успев оплодотворить эту щедрую землю? Или, может быть, эта страна нарочно существует для того, чтобы баламутить и будоражить весь остальной мир и не дать ему стать слишком правильным и причесанным?

Всё это, конечно, метафоры и ассоциации. Не знаю, насколько точно мне удалось обрисовать разницу в по отношению к своей земле двух разных миров. Пахать, боронить, рвать рубаху на груди, даже грудь раздирать, если уж на то пойдет - и забывать бросить семя. В этом Россия. Или сеять, но невсхожие семена. Или, как Язон в Колхиде, вместо семян сеять зубы дракона, из которых всходят воины и войны. Что-то вечно и не так в этой стране. Какая-то большая рана, которая никак не может зажить.

То же самое постоянно происходит в российской культуре - вечное мучение, агония и надрыв, на грани гениальности и сумасшествия. Лучшие писатели и поэты на протяжении всей истории русской литературы постоянно констатировали факт неблагополучия, мучительно пытались решить невозможную задачу - залечить эту русскую незаживающую рану. Примеры - вся российская литература. Достоевский, чтобы не ходить далеко. Или Мандельштам:

Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки,
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?

Насколько можно судить, даже по выхваченным почти наугад новым книгам известных писателей, современная русская литература, как сейсмограф, продолжает фиксировать подземные толчки и сотрясения - признаки глубинного неблагополучия.
Изменится ли это когда-нибудь?  Неизвестно. Мало надежды. Прецедентов пока не было.

  • 1
(Deleted comment)
tot_samy_yustas March 12th, 2013
Рад вас видеть. Я знал, что вы придете именно на этот пост.

(Deleted comment)
tot_samy_yustas March 12th, 2013
Экой вы неверующий! Говорю же - рад. Любой живой реакции. И вашу реакцию продолжаю считать живой и честной.
А про способ выражения - не знаю, что сказать. Так оно мне ложится на язык, по-другому не получается.

dom3d March 12th, 2013
Печальный рассказ.

tot_samy_yustas March 12th, 2013
С какой стороны ни подойди, убеждаешься, что перемены возможны только изнутри самого себя.
Нет надежды, что вывезет какая-нибудь благая тенденция, скрытая до поры.

dom3d March 12th, 2013
Да, если хочешь изменить свою жизнь, то измени себя сам.

blagora March 12th, 2013
Да, Быков по этому поводу писал "Больше работай над собой. Потому что больше работать в России сейчас не над чем — все остальное прибрали к рукам. Но себя-то у тебя никто не отнимет"

Еще недавно где-то видела фразу, что в этой стране либо страшно в мучениях погибают, либо окончательно просветляются. Для того она типа и нужна

tot_samy_yustas March 13th, 2013
Либо страшно и в мучениях просветляются )) Мне тоже это постоянно приходит в голову. Кузница просветляющих мучений.

blagora March 13th, 2013
ААаа... там было либо окончательно деградируют, либо просветляются. Вспомнила

  • 1
?

Log in

No account? Create an account