eye of yustas

ПИСЬМА АЛЕКСУ

Блог Максима Павлова


Previous Entry Share Next Entry
eye of yustas

Виртуозная формулировка идеи вечного возвращения

Очень пессимистичная, поскольку Ходасевич коротко и пронзительно дает неразмыкаемую картину возвращений.

Жизель

Да, да! В слепой и нежной страсти
Переболей, перегори,
Рви сердце, как письмо, на части,
Сойди с ума, потом умри.


И что ж? Могильный камень двигать
Опять придется над собой,
Опять любить и ножкой дрыгать
На сцене лунно-голубой.
1922


«Жизель» в постановке Мариинского театра, практически без изменений идущая до сих пор, узнается сразу.
Саркастическая метафора всей жизни, направленная прямо в читателя (читатель любого пола узнаёт себя в "Жизели"):

Опять любить и ножкой дрыгать
На сцене лунно-голубой

- мастерское, сильно заряженное попадание в самый нерв проблемы.

Тема жизненной тщеты в первые десятилетия 20 века очередной раз поднялась на поверхность. Это, в общем-то, естественно в периоды переломов: физическая жизнь меняется очень круто: войны, революции, - а внутренне ничего не меняется. Достаточно вспомнить "Ночь, улица, фонарь аптека..." Блока, ритм которого частично повторяет Ходасевич: «умрешь - начнешь опять сначала».

Но одновременно и поиски способа разомкнуть дурной круг реинкарнации приобрели особую интенсивность. Можно вспомнить "Странную жизнь Ивана Осокина" П.Д.Успенского и затем его совместную с Гурджиевым работу над методами Четвертого пути. Эта работа продолжает помогать ищущим вырываться из круга.

  • 1
svetostih September 22nd, 2014
на тему "ночь, улица, фонарь, аптека..."
vagarius
Итак, зима дает о себе знать. По утрам все темнее и темнее, холоднее и холоднее. Сегодня родилось даже по этому наблюдению этакое сермяжное двустишье:

Зимнеет. И вот, по утрам фонари
Щербатят замерзшую лыбу...

Тоже сермяжное:
****
Щербатины нет-
Золотая фикса.
Улыба задавлена
Мощью Сфинкса.
http://svetostih.narod.ru/index/0-7

tot_samy_yustas September 22nd, 2014
Да, звучит зимновато...

Освобождение

leka_veselka September 22nd, 2014
Круг перевоплощений можно ловко разомкнуть,
коль будешь ключ иметь и знать, в какое место ткнуть.

Если наручники не снять с помощью ключа, то они так и будут болтаться на руках, раздражая, напоминая, привлекая ненужное чужое внимание. Руки можно освободить от наручников, только разомкнув их с помощью ключа. Поэтому разомкнуть, чтобы освободиться – верное решение, а вырываться с ошмётками кандалов – вряд ли.
Ещё пришла тюремная аналогия: отсидел положенный срок – вышел на волю. Но можно выйти и досрочно, по амнистии... )))
Побег не приветствуется, т.к. чреват погоней и водворением обратно с дополнительным сроком и ужесточением режима.

Re: Освобождение

tot_samy_yustas September 23rd, 2014
"Побег не приветствуется" - за исключением тех случаев, когда удается добежать до мира, не выдающего беглецов ))

Re: Освобождение

leka_veselka September 23rd, 2014
Придётся уточнить : побег не приветствуется охранниками, которые могут поймать. Поэтому убегать надо умеючи. И, главное, добежать до мира, в котором перестаёшь быть беглецом.

Re: Освобождение

tot_samy_yustas September 23rd, 2014
Да, конечно, а то амнистии можно ждать долго )

paia September 22nd, 2014
=«Жизель» в постановке Мариинского театра, практически без изменений идущая до сих пор, узнается сразу.

Загляни: http://ptj.spb.ru/archive/5/v-peterburge-5/zametki-o-zhizeli-prezhnej-i-nyneshnej/

= Достаточно вспомнить "Ночь, улица, фонарь аптека..."

И блоковского Гамлета (тоже две строфы и та же тема - чистой души, раздавленной злом мира).

tot_samy_yustas September 23rd, 2014
Посмотрел, спасибо.
С трактовкой стихотворения: "о всесилии любви, над которой не властна даже смерть" не согласен, чепуха.

О "без изменений" я имел в виду прежде всего постановку Петипа, и особенно кордебалет второго акта с удивительно красивым спуском вилис "на сцене лунно-голубой". Для меня характер Жизели уходит на второй план по сравнению со сценой соприкосновения миров.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account