eye of yustas

ПИСЬМА АЛЕКСУ

Блог Максима Павлова


Previous Entry Share Next Entry
eye of yustas

Болдинская реторта

В эти дни исполняется сто восемьдесят четыре года знаменитой «Болдинской осени» – феномену небывалого творческого всплеска в жизни Пушкина, да и пожалуй, во всей русской литературе до и после него.

Вспомнилось об этом, потому что друг сегодня упомянул о том, как  был в деревне и ходил собирать грибы - и кольнуло, срезонировало, а потом пошло-поехало... Природа средней полосы России - это то, по чему я больше всего скучаю на тихоокеанском побережье Калифорнии. Те, кто собирает здесь грибы, собирает их в декабре ))
3 сентября 1830 года Пушкин  приехал в Болдино, чтобы уладить имущественные дела, необходимые для свадьбы с Натальей Николаевной Гончаровой. Он рассчитывал, что дела займут около месяца и несколько нервничал, поскольку за суетой пропадала осень – самое плодотворное для него время, когда ему лучше всего писалось.
«Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает», – писал Пушкин П.А.Плетневу. Дальнейшие обстоятельства сложились неожиданным образом: из-за усилившейся эпидемии холеры были введены карантины, препятствующие перемещению людей из области в область. Вместо одного месяца Пушкин застрял в Болдино на три, а ожидаемая деловая суета обернулась деревенским уединением и величайшим в истории литературы творческим прорывом.

Что же такое эта «Болдинская осень»? Что значит это внутреннее состояние? Какие силы стоят за ней и какой энергии  это требует?
Понять это невозможно без понимания того, что значит – написать хотя бы одно произведение.

Произведение для писателя – это как плод для дерева, результат сложного и почти мистического процесса. Рождается замысел – завязь, затем питательные соки, тепло, холод, влага, солнечная энергия начинают поступать со всех сторон, дерево мобилизует все самое лучше, что у него есть – и в результате длительного роста и химической перестройки структуры завязи образуется и созревает Плод, скрывающий семена для новых деревьев и новых плодов.
Так и произведение: начавшись с первичного замысла, оно вынашивается в голове и сердце писателя, питается энергией его души и божественной энергией вдохновения, приходящей извне, мыслями, озарениями, логическими выводами, использует в качестве строительного материала жизненный опыт автора и знания, полученные из книг; затем – пальцы просятся к перу, перо к бумаге, выбирается момент тишины и место покоя, необходимые для начала, слова начинают ложиться на лист, одни подходят и остаются, другие не подходят и вымарываются, заменяются другими, выстраивается и перестраивается структура, композиция, ритм, прорисовываются герои, характеры, действия, рождаются и подбираются рифмы, преодолеваются остановки и препятствия, приходит название – все это происходит не одно за другим, а вместе, симфонически, одним общим организующим потоком, одновременно и экстатическим и предельно трезвым – и вот появляется произведение: стихотворение, пьеса или повесть, которая в дальнейшем, возможно, будет еще подправляться, прежде, чем приобретет окончательный вид. Длина и сложность этого абзаца дает лишь приблизительное символическое представление о том, каких творческих и организующих усилий требует создание одного-единственного произведения.

Осень – пора созревания и плодоношения. Для творчества Пушкина это было буквальной физической правдой.
Вынужденный силами, большими, чем его собственные, оставаться в Болдино в свое самое творческое время, Пушкин, в дополнение к этому, беспокоился за невесту, оставшуюся в холерной Москве. Сама близость смертельной эпидемии придавала времени и жизни ценность, насыщенность и особую трагическую напряженность. «Пир во время чумы» с его строками об «упоении в бою, //У бездны мрачной на краю, //И в аравийском урагане//... И в дуновении Чумы»; «Бесы» (Мчатся бесы рой за роем //В беспредельной вышине, //Визгом жалобным и воем //Надрывая душу мне), «Мне не спится, нет огня...» тоже были написаны в Болдине.

Судьба создала для Пушкина идеальную творческую реторту, изолированную ото всех отвлечений, развлечений и посторонних вмешательств. Она выбрала наилучшее время (осень), наилучшее место (уединенное имение, отделенное от Москвы, невесты и предсвадебных хлопот 14 карантинами – словно тюрьма за семью замками, но с открытым небом и широким кругозором) – и развела под ней смертельный холерный костер, чтобы довести температуру до необходимого алхимического кипения.

План удался. Поэт весь превратился в пульсирующий творческий огонь. Замыслы, одни из которых уже были готовы, другие рождались на месте, росли, разворачивались и завершались один за другим, и к концу ноября 1830 года, когда судьба наконец убрала холерные карантины и открыла поэту дорогу в Москву к невесте (и к обыденным повседневным хлопотам!) было сделано неимоверно много, больше, чем по всем обычным представлениям один человек за девяносто дней в состоянии физически совершить.

Судите сами.
Было написано около 30 (!) стихотворений, среди которых  уже упомянутые «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Моя родословная», «Румяный критик мой...», «Безумных лет угасшее веселье...», «Прощание», «Заклинание» и др.
Повести :
«Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», объединенные под общим названием «Повести Белкина»;
«Маленькие трагедии» : «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы»;
«История селя Горюхина»; «Сказка о попе и работнике его Балде».
И наконец, были написаны 3 последних главы «Евгения Онегина», в результате чего роман, плод семилетних трудов, был завершен.
Приложите к каждой из этих вещей тот процесс «созревания», который я попытался описать выше – и вы сможете лучше понять, что это был за труд, и какая энергия должна была стоять за Болдинской осенью.
Изучите, как эти произведения повлияли на дальнейшую русскую культуру – и увидите, что за плодотворные «семена» созрели на этом дереве!

  • 1
karmoputnik August 26th, 2014
Есть версия, что он той же осенью к Серафиму Саровскому заезжал...

tot_samy_yustas August 26th, 2014
От Михайловского до Саровского монастыря больше тысячи километров. Не представляю, как можно было "заехать" туда и вернуться в условиях холерных карантинов на дорогах, и при состоянии дорог того времени. И главное - зачем?

Полагаю, что общение Пушкина с Высшими силами происходило более прямым и быстрым способом )

karmoputnik August 26th, 2014
А причём тут Михайловское? Осень то Болдинская ;) http://clip2net.com/s/iNIVvG В Сарове эпидемии не было, вёрст до него мало, и очень многие приходили за "молитвенной защиты" от массовой хвори. Но это версия не моя - была озвучена одним из биографов, со ссылками на намёки в стихах того времени.

tot_samy_yustas August 26th, 2014
Упс! И на старуху бывает проруха - правда, от Болдино намного ближе))
Но зачем ему ходить за вдохновением к старцу, все равно не очень ясно. Моя интуиция говорит, что не встречались, а там кто его знает!

Для меня в Болдинской осени очевиден момент прорыва в мир высших уровней сознания, а как это произошло, не так уж важно.

К сожалению

paia August 27th, 2014
Ещё вопрос даже, знал ли АСП о старце Серафиме...

anton_zealot August 26th, 2014
Можно ли сознательно создать для себя "Болдинскую Осень"? Это явление, по определению, выше уровня сознания писателя, отсюда и вопрос.

tot_samy_yustas August 26th, 2014
Думаю, что "создать" подобное для себя нельзя. Писатель становится каналом для высших энергий. Ситуация аранжируется на нечеловеческом уровне.

nata_spb_2012 August 27th, 2014
Не знаю, в тему или нет). Иногда, когда человек пишет, это идет через него, он как проводник. Может идти более "качественное", чем человек способен сам создать. Вроде как хорошие результаты, если очистить перед этим свое сознание, расширить его, что ли (или замучить до отупления) и отключения мыслей). И да, думать перед этим о задаче, энергию вкладывать

tot_samy_yustas August 27th, 2014
Загадочное это дело - творчество. Бывает, идет через человека, а он не справляется с потоком - не является Мастером, способным справиться. В результате - графомания.
Или - ему бы картины писать, а он стихи пишет: ошибся с выбором инструмента для выражения. Энергия-то, что идет, в истоке одна, а инструменты разные. Мне такое в Микельанджело видится, - тоже стихи писал...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account