eye of yustas

ПИСЬМА АЛЕКСУ

Блог Максима Павлова


Previous Entry Share Next Entry
eye of yustas

Дано мне тело

От многих других русских поэтов-визионеров Мандельштама отличает исключительная точность словоупотребления. Он действительно использует слова и поэтические формы, максимальным способом подходящие для описания того, что ему в данный момент открылось, безо всякого "эзотерического косноязычия" и приблизительности, столь характерных для поэзии "Серебряного века".

Сегодня - одно стихотворение, написанное восемнадцатилетним поэтом. Думаю в ближайшее время поговорить о "Восьмистишиях" - цикле, совершенно потрясающем с точки зрения глубины и точности.

*  *  *
Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым, и таким моим?


За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть -
Узора милого не зачеркнуть.

1909
Здесь отчетливо слышно изумление человека, осознавшего, что он - нетелесное существо, зачем-то пришедшее в это тело. И пытающегося теперь разгадать ЦЕЛЬ этого прихода.
Смысл «узора», с недавнего момента его рождения начавшего «ложиться на стекло вечности».

  • 1
mishuk_m January 20th, 2014
Интересно. Надо почитать Мандельштама))

paia January 20th, 2014
Ага. 'Я потом, что непонятно, объясню' :)

tot_samy_yustas January 20th, 2014
Сможете получить много точной информации и тонкого удовольствия.

только одна ассоциация

paia January 20th, 2014
Темница мира - это, конечно, отсылка к Платону. "Тело - темница души" и т. п., "Федр" и, конечно, знаменитое сравнение с пещерой: подлинность, "бытийственную полноту" идей, по сравнению с которыми вещи и тела оказываются только "тенями", Платон проиллюстрировал мифом о пещере. Люди, подобно узникам, живут прикованными к стене подземной пещеры, куда лишь изредка и помалу из узкой длинной щели проникает солнечный свет. Они не могут видеть того, что происходит на поверхности земли. Но когда кто-то или что-то оказывается между щелью и источником света, на стене пещеры возникает тень, которую узники принимают за реальность. Таковы именно, по Платону, вещи, видимые физическим зрением предметы, являющиеся тенями божественных идей. Если узнику посчастливится освободиться из пещеры, выйти на свет, он сначала будет ослеплен силой и яркостью идей. Когда мир идей станет его жизненным миром, он уже не сможет относиться к материальным вещам всерьез.

Re: только одна ассоциация

tot_samy_yustas January 20th, 2014
Да, Платона они все очень хорошо читали, да и вообще идея "мира-тюрьмы" была общим местом в поэтических и эзотерических кругах.
Мандельштам здесь зеркально обратил образ земного сознания как стены, на которую ложатся тени, и превратил его в образ "зеркала вечности", на которое ложится узор земной жизни.

Re: только одна ассоциация

paia January 20th, 2014
Да. Ещё запомнилось, как он кому-то - в ответ на упрёк в том, что не думает о вечности - сказал:

"Вы не понимаете, что корабль современности и есть корабль вечности.

leka_veselka January 20th, 2014
Мандельштам - гений! Все его стихи окутаны ореолом нежности и изящества.

"есть вычурность в строке у Мандельштама" (Кушнер)

paia January 20th, 2014
Он, кстати, чувствовал некоторую почти вычурность своих отдельных строк. Так, сам посмеялся надо некоторой торжественностью своего "стишка" и его первой строкой - в голодном Крыму 1919 года сочинил:

Мне дан желудок, что мне делать с ним,
Таким голодным и таким моим?

Поэзия О. Мандельштама не вычурна, она изящна.

leka_veselka January 20th, 2014
Про желудок - действительно шутка, перефразировка первой строфы стихотворения, приведенного в посте.
"Архангельский и Воскресенья
Просвечивают, как ладонь, —
Повсюду скрытое горенье,
В кувшинах спрятанный огонь..."
По-моему, он сам так через всю свою поэзию светится.

Re: Поэзия О. Мандельштама не вычурна, она изящна.

paia January 20th, 2014
Есть небольшая вычурность - надо признать. Он и сам это чувствовал:

Так вот кому летать и петь
И слова пламенная ковкость,—
Чтоб прирожденную неловкость
Врожденным ритмом одолеть!

Re: Поэзия О. Мандельштама не вычурна, она изящна.

tot_samy_yustas January 20th, 2014
Постоянная дилемма земного существа, наделенного даром доступа к высшей информации.
Не говорить о том, что открывается, невозможно - в этом призвание поэта.
А говорить слишком серьезно - значит идти слишком вразрез с земными миром вокруг. Вот и получается частая ирония, довольно нежная, впрочем, над своими собственными словами. Механизм адаптации ангела к грубым условиям мира.

tot_samy_yustas January 20th, 2014
Многие из них окутаны. Многие поздние стихи довольно мучительны.

vselenay January 21st, 2014
Ой, ну как Вы находите такое :) Спасибо!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account