eye of yustas

ПИСЬМА АЛЕКСУ

Блог Максима Павлова


Previous Entry Share Next Entry
eye of yustas

Успенский о разделенном внимании

enlightenment-james-martinez-once-upon-a-transcendent-realm


По просьбе одного из друзей привожу классическое описание П.Д.Успенским техники разделенного внимания.

"...я решил не делать никаких выводов, а стараться вспоминать себя во время самонаблюдения.
Самые первые попытки показали мне, насколько это трудно. Вспоминание себя не дало никаких результатов, кроме одного: оно показало мне, что в действительности мы никогда себя не помним.


— Чего же вам ещё нужно? – сказал Гурджиев. – Это очень важное заключение. Люди, которые знают это (он произнёс эти слова с ударением), уже знают многое. Вся беда в том, что на самом деле никто этого не знает. Если вы спросите человека, помнит ли он себя, он, конечно, ответит утвердительно. Если вы скажете ему, что он не помнит себя, он или рассердится, или сочтёт вас полнейшим глупцом. На этом основана вся жизнь, всё человеческое существование, вся человеческая слепота. Если человек по-настоящему знает, что он не помнит себя, он уже близок к пониманию своего бытия.

Всё, что сказал Гурджиев, всё, что я продумал сам, особенно то, что показали мне попытки вспомнить себя, вскоре убедило меня в том, что я столкнулся с совершенно новой проблемой, на которую не обратили пока внимания ни наука, ни философия.

Но прежде чем делать выводы, я попробую описать свои попытки вспоминания себя. Первое впечатление состояло в том, что попытки вспомнить себя, говорить: "Я иду, я делаю", постоянно ощущать это "Я" – останавливают мысль. Когда я ощущал "Я", мне нельзя было ни думать, ни разговаривать; даже ощущения становились затуманенными. Кроме того, вспоминать себя подобным образом можно в течение очень короткого времени.

Ранее я проделал несколько опытов приостановки мысли по методам, упоминаемым в книгах о практике йоги. Такое описание имеется, например, в книге Эдварда Карпентера "От Адамова Пика до Элефанты", хотя оно довольно общо. Мои первые попытки вспоминать себя напомнили мне как раз эти опыты. Фактически всё было тем же самым – с той только разницей, что при остановке сознания и мыслей внимание полностью поглощено усилиями не допускать возникновения новых мыслей, тогда как при вспоминании себя внимание разделяется, и одна его часть направлена к такому же усилию, а другая – к ощущению себя.

Поняв эту особенность, я смог прийти к некоторому, возможно, очень неполному определению "вспоминания себя", которое, тем не менее, в практическом отношении оказалось очень полезным.

Я говорю о разделённом внимании, характерной черте вспоминания себя. Оно представилось мне следующим образом.


Когда я что-то наблюдаю, моё внимание направлено на наблюдаемый объект, и его можно изобразить стрелкой:

Я -----> наблюдаемое явление

А когда я стараюсь одновременно вспоминать себя, моё внимание направлено и на объект, и на самого себя. Появляется вторая стрелка:

Я <-----> наблюдаемое явление



Определив этот факт, я понял, что проблема состоит в том, чтобы направить внимание на себя, не ослабляя и не суживая внимание, которое при этом направлено и на другой объект. Причём этот "другой объект" может находиться как внутри, так и вне меня.


Уже первые попытки такого разделения внимания показали, что оно возможно. Вместе с тем, я осознал две вещи.

Во-первых, что вспоминание себя, результат этого метода, не имеет ничего общего с "самоощущением" или "самоанализом". Это было новое и весьма интересное состояние со странно знакомым привкусом.

Во-вторых, что моменты вспоминания себя случаются в жизни, хотя и редко. Намеренное создание этих моментов вызывало чувство новизны, но в действительности они были знакомы мне с раннего детства. Они возникали в непривычной обстановке или на новом месте, среди незнакомых людей, например, во время путешествия, когда вдруг оглядываешься по сторонам и говоришь себе: "Как странно! Вот я!" Или же они являлись в очень эмоциональные моменты, в минуты опасности, в такие мгновения, когда необходимо не потерять голову, когда человек как бы слышит собственный голос, видит и наблюдает себя со стороны".

П.Д.Успенский. "В поисках чудесного".



Таково описание попыток разделения внимания Успенским - вероятно, одним из первых людей на Западе, начавших практиковать этот метод, не находясь внутри восточных эзотерических школ.

От себя могу добавить, что по моим проверкам, феномен разделения внимания является необходимым условием переключения сознания на более быстрые уровни.

Одним из последующих, более высоких, этапов разделения внимания становится полное и невовлеченное восприятие тела как самостоятельно реагирующей на внешние стимулы системы, разотождествление с ним и выход из него. Там уже не стрелка, направленная одновременно туда и сюда, а полноценное энергетическое поле, осуществляющее одновременное двунаправленное взаимодействие в системе телесное - внетелесное. Подлинная магия энергии/сознания.


Другая Система. Оглавление

  • 1

No title

livejournal November 29th, 2013
Пользователь saranika сослался на вашу запись в записи «No title» в контексте: [...] Оригинал взят у в Успенский о разделенном внимании [...]

mirabell_doril November 29th, 2013
У меня в начале практики разделенного (или обращенного) внимания (особенно после сравнительно длительных периодов обратного впадения в "сон") часто бывает ощущение, что меняется что-то в поле вокруг головы, а при интенсивной или длительной практике - в прямом смысле ощущение, что "болят мышцы мозга". Как будто там что-то тренируется. Как вот физические мышцы тренируются от упражнений, и у нетренированных поначалу болят.

tot_samy_yustas November 29th, 2013
Меняется очень многое. Это совсем новый этап в жизни, когда человек научается это делать и считает это для себя важным.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account