eye of yustas

ПИСЬМА АЛЕКСУ

Блог Максима Павлова


Previous Entry Share Next Entry
eye of yustas

КУЛЬТУРА, КОТОРОЙ НЕТ

Быт русских сообществ за рубежом, и в частности, в США, насыщен разговорами о русской культуре и необходимости ее сохранять.  Все, как по ту, так и по другую сторону океана, считают сохранение культуры весьма полезным, почти священным делом.
Предполагается, что существует всеобъемлющее, осязаемое и общее для всех нечто, именуемое Русской Культурой – что-то вроде большой коровы, о которой можно заботиться, ставить в стойло, чистить, гладить и задавать корм. Ею можно гордиться, всем о ней  рассказывать и называть «своей». А также (что существенно) выделять деньги на ее содержание и нанимать специальных людей, которые будут ухаживать за ней.
Но если кто-то вдруг не захочет удовлетворяться общими разговорами и пожелает увидеть эту самую русскую культуру во всей ее полноте и целостности, ощупать ее от кончика носа до кисточки на хвосте – тогда происходит конфуз: мы открываем хлев, где, как нас уверяли, стоит наша священная корова, и к удивлению обнаруживаем, что там ее нет...  Еще сто лет назад была – и вдруг куда-то делась.  Может быть, враги  украли, может быть, сама ушла...

Тогда мы начинаем искать. Мы  отправляемся в Россию, но и в России обнаруживаем, что того, что мы привыкли считать русской культурой, там давно не существует.

Хороший пример – Москва.  В прошлом она считалась оплотом и сердцем России и всего русского, с ее сорока сороками церквей, купечеством, хлебосольством, Кремлем, государственностью, православием и так далее.  Сегодняшняя Москва – это огромный мегаполис,  принципиально многонациональный, что равносильно безнациональности, с ярко выраженной ориентацией на американский образ жизни и на английский язык, но притом со столь же ярким азиатско-кавказским влиянием, превращающим город в базар, в том смысле, что в Москве всего с избытком и чересчур. Москва делает деньги, весьма успешно и с размахом, там много красивых вещей, много богатства, жить там рискованно и интересно. Это правда. Но что касается современной московской «культуры» - вряд ли мы такую культуру захотели бы перенимать или сохранять. Да нас никто и не просит. В Москве сегодня происходят процессы мощные и малоконтролируемые, им нет никакого дела до того, что о них думают, и главное – во всех этих процессах нет ничего специфически русского в культурном отношении. Подобные процессы происходили или происходят в любом мировом мегаполисе.

Может быть, в глубинке происходит что-то специфически культурно-русское?

Если мы отправимся в провинцию, то обнаружим, что почти каждый город, городок или деревня хочет в меру своих сил быть «немножко Москвой», то есть старается подражать тому, что происходит в столице, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Тогда, может быть, нам следует искать культуру в наследии прошлого? Музеи, памятники, храмы? Третьяковская галерея, колокольный звон, золотые купола на фоне синего неба?

Спору нет, наша история насыщена культурными событиями, и в России, несмотря на десятилетия уничтожения и пренебрежения, уцелело немало прекрасных вещей, которые будят нашу историческую память и затрагивают  высокие струны в нашей душе. Это замечательно, это, похоже, одна из немногих культурных вещей, которые у нас остались.  Но я пытаюсь говорить о культуре, в которую можно войти и в которой можно жить. Можно, конечно, жить в Третьяковке или Эрмитаже, это будет жизнь благородная и возвышенная, но – искусственная.

Следует признать, как это ни прискорбно, что то, что мы называем традиционной русской культурой, было разрушено сто лет назад и уже не может быть восстановлено, как бы искренне мы ни пытались это сделать. Кувшин разбился, вино утекло. Это разрушение было ужасной, но закономерной частью  глобального процесса разрушения и размывания традиционных культур.  Подобные процессы, насколько можно судить, происходят по всему миру: в Китае, Японии, мусульманском мире. Фундаменталистские движения, пытающиеся остановить то, что по природе своей течет и меняется, не приводят ни к чему, кроме ненависти и агрессии.  Мы старательно пытаемся сохранять прошлое, привносить его в настоящее – но, похоже, все, что мы можем делать – это создавать музеи и охранять памятники.  

Вот и получается, что мы пытаемся сохранять не объективную данность, а лишь миф о культуре, то, чего давно уже не существует.  Пытаемся ухватиться за обломки и остатки, задержаться, остановиться в ревущем потоке. Вреда, наверное, от этого нет, но культура – это живой процесс, она касается того, что происходит с теми, кто считает себя русскими, сейчас, а не когда-то в прошлом.
Нас, людей,  очень много на земле, и становится все больше. А когда вода достигает критического уровня, река выходит из берегов.  И тогда она уже больше не течет по своему руслу, а заливает все вокруг, сообразуясь лишь с рельефом местности и сливаясь с водами других рек, образуя новые общности.
Это происходит сейчас с русской культурой.  В результате такого «всемирного разлива» она становится все более смешанной и интернациональной.  Ни о каком «русском духе» или «соборности», как в стародавние времена, речи не идет.

Похожие процессы происходят и в русском языке, но язык, в силу своей гибкости и выносливости, держится крепче. Он сам – стихия.  Те, кто работает с языком, всегда это чувстовали, и сейчас чувствуют. Тургенев в свое время написал слова, которые мы так усердно учили в школе, сто они перестали вызывать у нас что-либо, кроме аллергии, а зря - о русском языке как стержне, на протяжени столетий помогающем нам стоять прямо во времена перемен.

Уже тогда, в начале 1880-х, когда это было написано, по России скакали бесы будущей революции, готовые стереть – и в итоге стершие – старую русскую культуру с лица земли. Но каким-то образом Тургенев предчувствовал, что язык будет самой устойчивой частью культуры, способной пройти через катастрофу – и оказался прав. Хочется надеяться.

  • 1
nandzed February 2nd, 2013
Не думаю, что вы всецело правы. Здесь имеет место односторонность. Культура - не предмет, не вещь, которую, как кролика из шляпы, вытаскивает фокусник по требованию публики. Вы невольно становитесь на место публики с поп-корном и билетиком в потной ручке. Вы являете потребительский взгляд, а не культурный. В вас нет истинного вопрошания. В ваджраяне это называется взгляд Мары. Бердяев называл это объективацией. Типичная болезнь воззрения 20 века. Новый век ничего нового тут не добавил. Всё, что вы перечисляли, не есть культура, а есть приметы быта. Это антропология, уважаемый. Особенно странно видеть эту ошибку в вас.

Кстати, насчет любензной вам Америки - я ведь таким же способом могу сказать и говорю: чего стоит страна, у которой национальный герой - Микки-Маус?)))) История Америки слишком мала и несамостоятельна, чтобы можно было говорить о значении в ней культуры. Не правда ли, вы не будете согласны?))) Удачи.

tot_samy_yustas February 2nd, 2013
Может быть вот так, зацепляя за живое хороших людей, и удастся выявить то, что очень хочется обнаружить, но пока не можется?
Не трогаю здесь подлинную духовность - она вне обсуждения, поскольку любые нации по отношению к ней, что американская, что русская - как рябь на воде. "Несть еллин, несть иудей".

nandzed February 2nd, 2013
Вы не задели. Вы разочаровали. Я предполагал за вашей чувствительностью к мысли более глубокое воззрение. Извините.

lun47 February 2nd, 2013
Аргумент из категории "а у вас там негров бьют" - живой пример к посту автора. Спасибо ))

tot_samy_yustas February 2nd, 2013
Что ж, жаль, друзья, что вы уловили только провокационную сторону этой статьи. Действительно жаль.

Edited at 2013-02-02 07:01 am (UTC)

Культур - мультур

capelman February 2nd, 2013
Ни с кем из присутствующий несогласна .


Edited at 2013-02-02 09:50 am (UTC)

tot_samy_yustas February 2nd, 2013
Извините все, чью священную корову тронул. Думаю, что трону ее здесь еще не раз.

Edited at 2013-02-03 06:02 am (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account